воскресенье, 12 января 2014 г.

Елизавета Меркурьевна Бём (1843—1914)

Елизавета Меркурьевна Бём (1843—1914) — художница, рисовальщица, силуэтист.



Происходила из дворянского рода Эндауровых, восходящего к концу ХVI века, но согласно семейному преданию - Елизавета Меркурьевна из рода Индогур, татар, пришедших на службу к Ивану III, который переименовал их на Эндауровых.
Детство до 1857 года Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании.

"Любовь к рисованию у меня была с самых ранних лет. Я себя иначе не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки..." 

Когда Елизавете исполнилось 14 лет, она возвращается в Петербург для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художеств.

В 1864 году, закончив обучение она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных.
В 1865 году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств.

В 1870 г. Академия Художеств присудила ей большую поощрительную медаль за рисунки животных, выполненных акварелью и карандашом.

За 1875—1889 гг. художница выпустила 14 альбомов с силуэтами. Эти альбомы имели такой успех, что на международном конкурсе в Брюсселе ей за эти работы была присуждена серебряная медаль.
Елизавета Меркурьевна рисует крестьянских детей.



Особенно много своих работ Елизавета Бём посвятила детской тематике. Она рисовала упитанных веселых счастливых детей — в это время русская художественная школа прославилась реалистическими портретами социальной тематики, показывая тяжелое нищее безрадостное детство (вспомнить хотя бы классическую картину В.Перова «Тройка», созданную еще в 1866 году). 




А вот рисунки Елизаветы Меркурьевны своей ассоциальностью чем-то даже напоминают беспроблемную лубочную живопись — ее нарисованные дети все с кукольными личиками, красиво одетые, словно с рекламы. Собственно, художница и не стремилась к социальной живописи — ее персонажи населяли праздничные пасхальные и новогодние открытки, которые пользовались большим успехом. Ее рисунки-открытки обладали другим качеством — задушевностью. Всего ею было создано более 300 открыток.




Она была известной художницей своего времени, критика даже говорила о «стиле Бём», у нее появились подражатели. Ее работы выставлялись не только в России, но и в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906), Берлине, Мюнхене, Чикаго; их покупали именитые коллекционеры, среди которых П. М. Третьяков, и даже члены царской фамилии. Ее имя вошло в ряд самых известных имен периода на стыке 19 и 20 веков. Но постепенно, — как это и бывает всегда — на смену старшему поколению приходило новое, молодое, со своими устремлениями и интересами.


Похожие записи:
Факсимильное переиздание «Азбуки» Елизаветы Бём